Материально-техническое обеспечение и оснащенность образовательного процесса. Доступная среда
О материально-техническом обеспечении образовательной деятельности, в том числе в отношении инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
Наличие оборудованных учебных кабинетов
Комната эмоциональной разгрузки является базовым помещением для осуществления основных направлений профессиональной деятельности педагога-психолога в Учреждении: диагностической, коррекционно-развивающей, консультативной, профилактической работы, а также деятельности педагогических работников Учреждения, осуществляющих психолого-педагогическое сопровождение воспитанников.
Предназначена для проведения индивидуальных и групповых коррекционных занятий с детьми. Общая площадь - 33,5 м2.
В комнате эмоциональной разгрузки выделяется рабочая зона педагога-психолога, зона для проведения коррекционно-развивающих занятий, зона для консультирования, зона психологической разгрузки.
Комната эмоциональной разгрузки предназначена для оказания своевременной квалифицированной коррекционно-развивающей, консультативной, профилактической помощи детям, их родителям и педагогам Учреждения по вопросам развития, обучения и воспитания, а также социально-психологической реабилитации и адаптации.
Комната эмоциональной разгрузки оснащена рабочей зоной (рабочим столом, стулом, методической стенкой для хранения документации, методической литературы, диагностических методик и др.), методической литературой, фонотекой и медиатекой на аудиокассетах и дисках с подборкой релаксационной музыки и звуков природы, техническими средствами и мебелью: магнитофон, DVD, телевизором, волшебная нить с контоллером, зеркальным шаром с мотором для сенсорной комнаты, световая пушка для подсветки зеркального шара, проектор спецэффектов для сенсорной комнаты, звездная сеть с контроллером, комплектом штор из светонепроницаемой ткани, коврами, игрушками, сухим бассейном, шкафами, кресло-трансформер «Груша» релаксационное с гранулами для сенсорной комнаты, детская подушечка с гранулами, мягкий островок – элемент сенсорной комнаты, «змейка» для сенсорной комнаты, зеркалами, столом и стульями по количеству детей для подгрупповой работы, дидактическими играми, дидактическими материалами, оборудование М.Монтессори (сенсорные дорожки, осьминог, ромашка, панно, пятнашки, божья коровка, дидактическое дерево и др.), имеется мат настенный, мат сборный для уголка агрессии, диагностическими методиками, канцелярскими принадлежностями и др.
Целью деятельности педагога-психолога в комнате эмоциональной разгрузки является содействие администрации и педагогическому коллективу Учреждения в создании социальной ситуации развития, соответствующей индивидуальности воспитанников и обеспечивающей психологические условия для охраны здоровья участников образовательных отношений, развития личности воспитанников.
В зале имеется стандартное и нестандартное оборудование необходимое для физкультурно - оздоровительной работы: гимнастическая стенка, гимнастическая доска, гимнастическая скамейка, оборудование для прыжков, метания, лазания; тренажеры; игровое оборудование. ТСО: музыкальный центр.
Спортивный зал оборудован в достаточном количестве спортивным инвентарем: мячи, мешочки с песком, обручи, ленточки, кубики, флажки, погремушки, гимнастические палки, шнуры, скакалки, гантели для проведения образовательной деятельности по физическому развитию детей, в том числе с инвалидами и детьми с ОВЗ
Логопедический кабинет обеспечивает возможность оказания учителем-логопедом специализированной профилактической и коррекционной помощи детям с различными нарушениями речи.
Логопедический кабинет оборудуется с целью обеспечения благоприятных условий для совершенствования образовательного процесса, стимулирования деятельности учителя-логопеда, повышения эффективности и качества коррекционного обучения, методического и профессионального уровня учителя-логопеда, сосредоточения наглядного, дидактического материала, методической литературы, технических средств, отвечающих задачам коррекционно-развивающего обучения ребенка.
Логопедический кабинет является важнейшей составляющей коррекционно-развивающей среды, материальной составляющей обеспечения работы учителя-логопеда, базовым помещением для осуществления основных направлений профессиональной деятельности учителя-логопеда в Учреждении.
Основной целью работы учителей-логопедов в логопедическом кабинете является организация профилактической и коррекционной работы по преодолению речевых нарушений воспитанников Учреждения.
В кабинете созданы разнообразные зоны для логопедической работы с детьми:
- зона по формированию навыков звукового анализа и синтеза оборудована многочисленными пособиями для игровой подачи материала («Матрешка», «Домики», демонстрационной кассой букв и др.). В этом месте дети попадают в мир звуков и букв, который становится ясен и понятен под руководством учителей – логопедов;
- не менее интересно оформлена зона для формирования речевого дыхания: в воздухе парят облачко, бабочка, птичка, которые стимулируют детей в игровой форме формировать речевое дыхание;
- в зоне для развития мелкой моторики рук большое количество всевозможных конструкторов и пособий, с которыми дети с удовольствием играют и развивают силу своих пальцев;
- зона по работе над звукопроизношением оформлена большим зеркалом, в котором дети видят положение своего язычка, что помогает запомнить его положение при правильном звукопроизношении. Игровой прием «В стране «Зазеркалье» делает это обучение интересным для детей.
Все занятия проводятся в игровой и занимательной форме.
Логопедический кабинет оснащен рабочей зоной (рабочим столом, стулом, шкафами секционными для хранения документации, методической литературы, методик и др.), методической литературой, столами и стульями по количеству детей для подгрупповой работы, шкафами секционными для наглядного и раздаточного материала, учебно-методическими и игровыми материалами: предметными картинками для диагностики звукопроизношения, словопроизношения, для уточнения произношения в звукоподражаниях, наборами материалов для автоматизации и дифференциации свистящих звуков, для автоматизации и дифференциации шипящих звуков, для автоматизации и дифференциации произношения йотированных звуков, предметными картинками по изучаемым лексическим темам, звучащими игрушками, дыхательными тренажерами, пособиями для развития дыхания, настольно-печатными дидактическими играми для развития грамматически правильной речи и др., образными игрушками по лексическим темам, мелкими игрушками с изображением животных, моделями разных видов транспорта, мелкими конструкторами и мозаиками и др., пособиями для детей, логопедическим инструментарием (зонды, шпатели), зеркалом для индивидуальной работы и др.
Групповые ячейки представляют собой изолированные помещения для каждой возрастной группы учреждения.
Здание детского сада включает в себя 12 групповых ячеек, расположенных на первом и втором этажах.
Групповые ячейки состоят из:
раздевальной (для приема детей и хранения верхней одежды),
групповой комнаты (для проведения игр, непосредственно образовательной деятельности и приема пищи),
спальной,
игровой веранды,
буфетной (для подготовки готовых блюд к раздаче и мытья столовой посуды),
туалетной (совмещенной с умывальной).
Групповые ячейки для детей до 3-х лет располагаются на 1-м этаже.
Групповые ячейки оснащены 2 выходами (1 - запасной).
Помещения групповой ячейки соответствуют педагогическим, санитарно-гигиеническим требованиям:
-пропорционально спланированное и отвечающее возможности оборудования необходимых зон;
-хорошо освещенное;
-цветовые сочетания и общий цветовой фон не должны быть яркими и подавляющими;
-наличие живых комнатных растений в соответствии с возрастом детей;
-отбор и размещение мебели и другого оборудования обуславливается спецификой организации образовательного процесса.
Групповая ячейка является базовым помещением для реализации Образовательной программы дошкольного образования (Адаптированной образовательной программы Учреждения) в Учреждении по художественно-эстетическому, физическому, социально-коммуникативному, речевому, познавательному развитию детей дошкольного возраста.
Общая площадь групповых комнат составляет 531,3м2, а игровых веранд - 681,7м2.
Групповые комнаты предназначены для организации учебной, игровой, трудовой деятельности, а также организации питания. Оснащены необходимой мебелью, оборудованием, методической литературой, дидактическим материалом, игрушками, игровыми пособиями для организации работы с дошкольниками.
Игровые веранды предназначены для организации игровой деятельности детей. Имеются игрушки, игровые пособия, физкультурное оборудование для организации игровой деятельности и двигательного режима детей. Вся развивающая предметно-пространственная среда зонирована.
В группах раннего возраста созданы 6 центров детской активности: Центр двигательной активности, Центр сенсорики и конструирования, Центр для организации предметных и предметно-манипуляторных игр, совместных игр со сверстниками под руководством взрослого, Центр творчества и продуктивной деятельности, Центр познания и коммуникации (книжный уголок), Центр экспериментирования и труда.
В группах для детей дошкольного возраста (от 3 до 7 лет) расположен следующий комплекс из 12 центров детской активности: Центр двигательной активности, Центр безопасности, Центр игры, Центр конструирования, Центр логики и математики, Центр экспериментирования, организации наблюдения и труда, Книжный уголок, Центр уединения, Центр коррекции, Центр творчества детей, Центр познания и коммуникации детей, Центр театрализации и музицирования.
Развивающая предметно-пространственная среда групповых ячеек содержательно-насыщенная, трансформируемая, полифункциональная, вариативная, доступная и безопасная.
Все базисные компоненты развивающей предметно-пространственной среды детства включают в себя оптимальные условия для полноценного физического, художественно-эстетического, познавательного, речевого и социально-личностного развития детей.
Кабинет дополнительных услуг является центром планирования, реализации и осуществления художественно-эстетического, познавательно-речевого развития воспитанников Учреждения; центром консультативной работы с воспитателями и родителями по вопросам художественно-эстетического, познавательно-речевого развития детей дошкольного возраста.
Для организации образовательного процесса кабинет дополнительных услуг оснащен: столами и стульями для организации подгрупповой и групповой работы с детьми, репродукциями картин, произведениями декоративно-прикладного искусства (хохлома, дымка, гжель, городецкая роспись и др.), необходимым раздаточным материалом для детской художественной деятельности (клей, картон, цветные карандаши, краски, гуашь, кисти, доски, планшеты и др.), игрушками, предметами для рассматривания (набор муляжей, овощей, фруктов), посудой (чашки, блюдца, кувшины, вазы и др.), дидактическими играми на развитие творческих способностей, активизирующими познавательный интерес детей к продуктивной деятельности, игры-лото, методической библиотекой для педагогов, материал в которой должен быть систематизирован по разделам: «Изобразительное искусство», «Аппликация», «Лепка», «Конструирование»; демонстрационным материалом, который должен быть систематизирован по блокам, разделам; театральной ширмой, театральными костюмами, масками, видами театра (пальчиковый, настольный, теневой, на фланели, би-ба-бо и др.), атрибутами для игр-драматизаций и инсценировок, шахматами, магнитными шахматными досками, детским компьютером для обучения детей игре в шахматы и др.
Раздаточный материал расположен на отдельном стеллаже, сгруппирован для легкого и быстрого использования в работе с детьми.
Кабинет дополнительных услуг технически грамотно оснащен фонотекой и медиатекой на аудиокассетах и дисках, магнитофоном, стационарным мультимедийным оборудованием.
Целью деятельности кабинета дополнительных услуг является развитие художественно-творческих, интеллектуальных способностей детей в неразрывном единстве с воспитанием духовно-нравственных качеств путем целенаправленного и организованного обучения детей.
Общая площадь кабинета - 46,2м2.
Наличие оборудованных объектов для проведения практических занятий
Музыкальный зал является центром музыкального и художественно - эстетического развития детей; центром консультативной работы с воспитателями и родителями по вопросам музыкального развития детей раннего и дошкольного возраста.
Предназначен для проведения занятий по образовательной области "Художественно-эстетическое развитие" (мир музыки), праздников, развлечений с участием детей и родителей (законных представителей). Общая площадь - 102,1 м2.
Для организации образовательного процесса по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» музыкальный зал оснащен: музыкальными инструментами (пианино, синтезатор, магнитофон, музыкальный центр, аккордеон); детскими инструментами (ударными, шумовыми, духовыми, народными); музыкально-дидактическими играми на обогащение слухового сенсорного опыта, определение характера музыки, развитие звуковысотного слуха, музыко-слуховой памяти, тембрового слуха, чувства ритма; дидактическими играми и пособиями (настольные, настольно-печатные), активизирующими познавательный интерес детей к музыке, музыкальной культуре, истории; иллюстративным материалом: фотографиями, репродукциями, портретами; методической и музыкальной литературой; разнообразным музыкальным репертуаром, систематизированным по возрастам и видам деятельности; фонотекой и медиатекой на аудиокассетах и дисках.
Целью деятельности музыкального зала является создание условий для формирования гармоничной, духовно богатой, физически здоровой, эстетически развитой личности, обладающей эстетическим сознанием, задатками художественной культуры, творческими способностями к индивидуальному самовыражению через различные формы творческой деятельности.
Оснащен музыкальными инструментами
Спортивный зал является центром по осуществлению полноценного физического воспитания и развития ребенка, реализации потребности его в движении, формированию жизненно необходимых двигательных умений и навыков; центром консультативной работы с воспитателями и родителями по вопросам физического воспитания.
Предназначен для проведения физкультурно-оздоровительной работы. Общая площадь составляет 84,9 м2.
Оснащен разнообразным стандартным оборудованием для проведения непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Физическое развитие», совместной деятельности взрослого и ребенка (тренажерами, шведской стенкой, мячами, модулями, кольцебросами и кеглями, гантелями и гимнастическими палками, обручами и скакалками, самокатами, оборудованием для спортивных игр и др.).
Наличие оборудованных библиотек
Библиотека как самостоятельная структурная единица в МАДОУ «ДС №8 «Белоснежка» отсутствует.
Библиотека-медиатека, представленная большим ассортиментом детской художественной и учебно-методической литературой для обеспечения методической работы и образовательной деятельности, расположена в методическом кабинете.
Дошкольное образовательное учреждение обеспеченно учебно-методической и детской художественной литературой.
Общее количество единиц хранения фонда библиотеки составляет - 2499.
Объём фонда учебно-методической литературы – 1831.
Объём фонда художественной литературы – 668.
Учебно-методический комплект Образовательной программы дошкольного образования Учреждения включает в себя методические разработки, рабочие тетради, наглядно-дидактические и учебно-методические пособия.
Библиотека-медиатека располагается в методическом кабинете Учреждения, имеет полезную площадь, необходимую для хранения и использования техники, аудио- и видеозаписей, электронных образовательных ресурсов и приёма посетителей.
Руководство библиотекой-медиатекой осуществляет старший воспитатель.
Назначение |
Функциональное использование |
Используемая площадь |
Оснащенность |
Методический кабинет |
Консультативный центр обобщения и распространения передового педагогического опыта, где организуются разнообразные формы методической работы |
36,0м2 |
Методическая литература, пособия, дидактический материал по реализуемым программам |
Наличие оборудованных объектов спорта
Спортивная площадка оборудована с учётом росто-возрастных особенностей детей.
Спортивная площадка |
|
Общая площадь |
324 кв.м |
Тип покрытия: |
песок |
Оборудование для спортивных игр: |
|
Переносные ворота для минифутбола |
2шт. |
Переносная сетка для волейбола |
1шт. |
Гимнастическое оборудование и спортивные снаряды: |
|
бревно "Крокодил" для ходьбы |
2 шт. |
спортивный игровой комплекс №1: стенка для лазания, рукоходы |
1шт. |
спортивный элемент "Лабиринт" с перекладинами для подлезания, ходьбы змейкой |
1шт. |
Щит-мишень переносной |
1шт. |
спортивный игровой комплекс №2: рукоходы, стенка для лазания, баскетбольный щит, турник |
1 шт. |
Наличие оборудованных средствах обучения и воспитания
Средства обучения и воспитания, используемые в детском саду для обеспечения образовательной деятельности, рассматриваются в соответствии с ФГОС ДО к условиям реализации образовательной программы дошкольного образования как совокупность учебно-методических, материальных, дидактических ресурсов, обеспечивающих эффективное решение воспитательно-образовательных задач в оптимальных условиях.
В учреждении имеются следующие средства обучения:
- печатные (учебные пособия, книги для чтения, хрестоматии, рабочие тетради, атласы, раздаточный материал и т.д.);
- электронные образовательные ресурсы (сетевые образовательные ресурсы, мультимедийные универсальные энциклопедии и т.п.);
- аудиовизуальные (презентации, образовательные мультфильмы, видеофильмы);
- наглядные плоскостные (плакаты, карты настенные, иллюстрации настенные, магнитные доски);
- демонстрационные (гербарии, муляжи, макеты, стенды);
- учебные приборы (компас, барометр, колбы и т.д.);
- спортивное оборудование (гимнастическое оборудование, спортивные снаряды и т.п.).
Комплексное оснащение воспитательно-образовательного процесса обеспечивает возможность организации как совместной деятельности взрослого и воспитанников, так и самостоятельной деятельности воспитанников не только в рамках НОД по освоению Программы, но и при проведении режимных моментов.
Предметно-развивающая среда создана с учетом интеграции образовательных областей. Материалы и оборудование могут использоваться и в ходе реализации других областей. Подбор средств обучения и воспитания осуществляется для тех видов детской деятельности, которые в наибольшей степени способствуют решению развивающих задач на уровне дошкольного образования, а также с целью активизации двигательной активности ребенка.
Оборудование отвечает санитарно-эпидемиологическим нормам, гигиеническим, педагогическим и эстетическим требованиям.
Материалы и пособия, предназначенные детям, доступны и функциональны, обеспечивают необходимые условия для самореализации.
Сведения доступе к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям
Сведения об электронных образовательных ресурсах, к которым обеспечивается доступ обучающихся
Для организации детской деятельности педагоги используют электронные образовательные ресурсы, также эти ресурсы могут быть полезны и для родителей:
№ п/п |
Адрес ресурса |
Название ресурса |
Аннотация |
1. |
Официальный сайт Министерства просвещения Российской Федерации |
Нормативное правовое регулирование в области образования, молодежной политики, воспитания, организации отдыха и оздоровления, социальной поддержки и защиты прав детей, опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних, а также в сфере научной, научно-технической и инновационной деятельности, включая вопросы интеллектуальной собственности. |
|
2. |
https://www.edu.ru/ |
||
3. |
Крупнейший образовательный каталог в России, который содержит актуальные новости, анонсы событий, информационные материалы для родителей и педагогов. На портале размещаются эксклюзивные материалы, интервью с ведущими специалистами – педагогами, психологами, учеными, репортажи и аналитические статьи |
||
4. |
Информационно-методический портал «Детские сады Тюменской области» |
Информационно-методический портал «Детские сады Тюменской области» способствует осуществлению информационной открытости дошкольных организаций, направлен на развитие единого информационного пространства областной системы дошкольного образования, сетевое взаимодействие |
|
5. |
Разнообразные теоретические, методические, практические материалы, опыт работы дошкольных учреждений всей России, официальные документы Минобрнауки России и документы, разработанные в регионах. Большое внимание уделяется вопросам психологии, методики воспитания и обучения, созданию развивающей среды |
||
6. |
Проекты и мероприятия федерального масштаба в помощь педагогам, для получения возможности обмена мнениями и опытом |
||
7. |
Международный образовательный портал «Maam.ru » |
Разнообразные теоретические, методические, практические материалы, опыт работы лучших педагогов дошкольных образовательных учреждений РФ |
|
8. |
Социальная сеть работников образования «NSPortal» |
Разнообразные теоретические, методические, практические материалы, опыт работы лучших педагогов дошкольных образовательных учреждений РФ |
|
9. |
Персональный сайт воспитателя высшей категории Дереза Е.В. |
Методические разработки для воспитателей, обучающие презентации по лексическим темам |
|
10. |
Сайт для воспитателей «Дошколенок.ру» |
Разнообразные теоретические, методические, практические материалы, опыт работы лучших педагогов дошкольных образовательных учреждений РФ |
|
11. |
«Мобильное Электронное Образование» |
Информационно-образовательная платформа для организации и управления образовательным процессом |
Учебный онлайн-курс для обеспечения деятельности МАДОУ «ДС №8 Белоснежка» с использованием современных образовательных технологий: электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, технологий смешанного и мобильного обучения для организации современного образовательного процесса |
Сведения о количестве жилых помещений в общежитии, интернате, формировании платы за проживание в общежитии
Информация об общежитии и интернате, о плате за проживание
В организации общежитий и интернатов нет. Плата за проживание не формируетсяО специальных условиях для получения образования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Сведения об обеспечении доступа в здания образовательной организации, в том числе в общежитие, интернат, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
МАДОУ «ДС № 8 «Белоснежка» функционирует с 1991 года.
Конструктивные особенности здания не предусматривают наличие подъемников, других приспособлений, обеспечивающих доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).
Тифлотехника, тактильные плитки, напольные метки, устройства для закрепления инвалидных колясок, поручни внутри помещений, приспособления для туалета/душа, кровати и матрасы специализированного назначения в образовательной организации отсутствуют.
Входные площадки имеют навесы, звонок на входе.
Здание оснащено системой противопожарной сигнализации и оповещения и световыми табло «Выход».
При необходимости инвалиду или лицу с ОВЗ будет предоставлено сопровождающее лицо в соответствии с приказом о назначении ответственных лиц за организацию и проведение работы в Учреждении по обеспечению доступа объектов и услуг для инвалидов, в котором утверждены следующие документы:
-Карта доступности для инвалидов объекта и предоставляемых услуг,
-Алгоритм взаимодействия с лицами с ограниченными возможностями здоровья,
-Основные правила этикета при общении с инвалидами,
-назначены ответственные лица по оказанию помощи инвалидам и иным маломобильным группам в сопровождении к месту получения услуг.
Локальные акты образовательного учреждения, регламентирующие деятельность учреждения по обеспечению доступности образовательной среды.
В учреждении проведена паспортизация объекта социальной инфраструктуры (далее – ОСИ) с целью объективной оценки состояния доступности услуг, оказываемых на ОСИ, и определения необходимой адаптации ОСИ для инвалидов с нарушением опорно-двигательного аппарата, зрения и слуха, изучена нормативно-правовая база по обеспечению условий доступности для инвалидов и лиц с ОВЗ.
Разработан Паспорт доступности объекта социальной инфраструктуры (ОСИ) №1
Организация не располагает общежитием, интернатом. Информация о доступе отсутствует
Наличие специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
Специальные технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования для инвалидов и лиц с ОВЗ, получающих дошкольное образование в Учреждении, отсутствуют (основания: заключение о создании специальных условий для получения образования обучающемуся с ОВЗ, инвалидностью (ТПМПК)).
Для осуществления эффективной работы с детьми, имеющих статус ОВЗ, организации воспитательно-образовательного процесса, создания условий для интеллектуального, социально-личностного, художественно-эстетического, познавательного, речевого развития детей в Учреждении используются технические средства обучения.